2 марта 2018 года завершился традиционный конкурс профессионального мастерства «Учитель года—2018», который проводился на базе МКОУ Коченевская СОШ №1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.
Среди участников были представители шести образовательных организаций: Чекмарева Юлия Леонидовна, учитель начальных классов МКОУ Коченевская СОШ №2; Шульженко Юлия Анатольевна, учитель иностранного языка МКОУ Коченевская СОШ №13; Григорьева Дарья Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ Чикская СОШ №7; Хван Ирина Викторовна, учитель биологии МКОУ Чикская СОШ №6 имени Героя Советского Союза Д.К. Потапова; Абраева Сания Салкеновна, учитель биологии МКОУ Козловская ООШ (филиал МКОУ Целинная СОШ); Мезенцева Инна Владимировна, учитель математики МКОУ Федосихинская СОШ имени Героя Советского Союза А.Я. Анцупова.
Конкурсантам предстояло пройти актуальные для современного учителя написания: эссе «Я — учитель», демонстрация профессионализма в проведении педагогического совета на заданную тему, участие в защите образовательного проекта, организация учебной деятельности на «Уроке в незнакомом классе», представление собственной стратегии профессиональной деятельности в формате методического семинара, а также проведение мастер-класса с демонстрацией собственных профессиональных открытий и находок. Традиционным конкурсным испытанием является «Круглый стол образовательных политиков»: в формате открытой дискуссии конкурсанты с начальником управления образования обсуждают актуальные проблемы в системе образования.
Содержание, критерии оценивания конкурсных испытаний по Положению конкурса идентичны требованиям Положения областного конкурса. Однако мы внесли немаловажный аспект — предконкурсное и конкурсное сопровождение школьным коллективом. То есть в каждой образовательной организации, которая заявляет своего участника, создается творческая группа по подготовке участия в конкурсе. И этот критерий также является составляющей частью результата конкурса.
Все члены жюри, а это специалисты и методисты управления образования, члены районного Клуба участников областных профессиональных конкурсов, представители профессионального сообщества, — все члены жюри отметили, что уровень подготовки и участия из года в год повышается.
Чем концептуально отличаются участники конкурса «Учитель года—2018?» В этом году на конкурс пришли молодые педагоги (трое из шести) — участники районного конкурса «Педагогический дебют—2017», проводимый совместно с районной профсоюзной организацией работников образования. Как было отмечено выше, успех участника во многом зависит от работы целой команды: администрации школы, завучей, педагогов, имеющих опыт конкурсной деятельности. Важно, что в образовательных организациях создается система по сопровождению молодых инициативных учителей для их дальнейшего профессионального роста.
В этом направлении интересен опыт коллективов МКОУ Коченевская СОШ №13, МКОУ Целинная СОШ, МКОУ Федосихинская СОШ, МКОУ Чикская СОШ №7. Это участники нынешнего конкурса. Также данную деятельность осуществляют в МКОУ Кремлевская СОШ, МКОУ Чикская СОШ №6, МКОУ Поваренская СОШ, МКОУ Речниковская СОШ, МКОУ Крутологовская СОШ.
Стоит отметить, что одним из самых интересных конкурсных испытаний после проведения «Урока в незнакомом классе» и мастер-классов остается «Круглый стол образовательных политиков». Тему дискуссии все участники узнают за 5 минут до начала диалога. В этом году конкурсантам был предложен весьма неоднозначный вопрос: «Зачем платить учителю заработную плату, если родители идут к репетитору?». В беседе активно принимали участие заместитель Главы Коченевского района Ольга Анатольевна Пучкова, начальник управления образования Александр Сергеевич Бобин. Также в диалоге участвовал председатель районной профсоюзной организации работников образования Юрий Борисович Лухманов. Все участники диалога отметили, что в современных условиях учитель должен быть конкурентоспособным в своей повседневной профессиональной деятельности, наполняя эту деятельность новым содержанием, руководствуясь современными требованиями как Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, так и профессионального стандарта. А.С. Бобин указал, что учитель сегодня — это не «урокодатель», это педагог, владеющий современным технологическим инструментарием организации образовательного процесса для всех его участников. О.А. Пучкова подчеркнула, что учитель сегодня — это профессионал, находящийся в постоянном процессе освоения нового, в процессе субъект-субъектных отношений и с коллегами, и с родителями, и с обучающимися и воспитанниками. Тогда не будет необходимости задумываться о не всегда профессиональной конкуренции со стороны репетиторов.
По итогам проведения конкурса хочется сказать, что тот, кто пошел по весьма непростому конкурсному пути, навсегда сохранит в сердце этот негасимый огонь любви к своей профессии, к своему такому нелегкому, но очень важному, многогранному делу — быть Учителем!
Традиционно, итоги районного конкурса «Учитель года—2018» будут подведены на Торжественном приеме Главы Коченевского района, когда будут названы лауреаты и имена победителей.
Н.А. Бледнова,
методист управления образования
администрации Коченёвского района